19.09.2022
Все статьиОчень понравилось, как сделали кликбейтный заголовок к одной статье: «Зеркало – одна из самых древних и самых загадочных вещей. Это вещь, придуманная человеком, но вышедшая из-под контроля». В этой статье очень много цитат, которые приписывают некоей преподавательнице истории искусств, доценту, кандидату культурологии, ну и вообще очень сведущей в вопросах мистики женщине. Некоторые из них оправданы и в них есть зерно здравости, которое обычный человек, знающий о зеркальных повериях и суевериях, примет за чистую монету, но в тексте также присутствуют откровенные бредовые идеи, которые гуманитарий до мозга костей, человек с условной и далеко не здравой логикой (всем привет!) не может понять и принять.
Заигрывания на костях литературных персонажей (пусть некоторые и продолжают в них верить), которых упоминал в прошлой статье – вампиры – именно абзац о них заставил мурашки пробежать по спине. Есть некий ориентир – «зазеркалье» (а наших сказках более известное как «за тридевять земель»), который является, метафорически, кратчайшим путем в загробный мир. Эта метафорическость о представлениях, в мифологии (без конкретики) связано с представлением о душе, которая может находиться не только внутри человека, но и отделяться от него, находя воплощение в тени или отражении. Именно это и ведет к тому, что «вампиры в зеркале не отражаются, как и другая нечисть – потому что у них нет души»!
Если мы еще не смеялись о феномене «обескровленности» некоторых частей вампиров – сейчас самое время. Эти шутки не смогут сильно ранить (как и невозможность ублажить объект вожделения ничем кроме зубов и языка). Наглядные примеры из физики про серебро, из деревенского альманаха по манипулированию сознания про чеснок, и из множества новомодных подростковых романов, в которых у вампирят не только есть душа (да, Эдвард, она твоя ходьба), но и развитость тел, которой позавидуют все итерации графа Дракулы. А раз смогли накачать, смогут и использовать, так? Или на потеху выставлять, условный цирк серебряного экрана.
О вампирах и зеркалах есть очень глубокая шутка (да, еще одна, можете пропустить), касательно их невозможности смотреться в зеркало. Знаете, почему вампиры (и вампирята) всегда грустные? - потому что психологи советуют чаще смотреться в зеркало, чтобы избавиться от внутренних переживаний и депрессии. Ха! Не ожидали? Вот и я тоже. Где-то еще существовал миф, что вампиры боятся воды – его тоже можно притянуть к зеркальному феномену: так как вода, по сути – это самое первое зеркало (тяжело приходилось раньше; хочешь посмотреть на себя? – вот и топай до речки, заодно ведра четыре воды принеси): символизм, параллели, символика, в общем все магическое, что можно приписать воде – приписываем и зеркалам. По этой логике вампиры не могут посмотреть на себя в ванне (только, если о них снимут кино), так еще и без души проживают свой век.
С водой, которая есть начало начал (не только для зеркал), можно еще поиграться и провести параллели касательно греческой мифологии. В загробном царстве Аида есть одна речка, по которой курсирует лодка, проезд по которой бесценен, но стоит золотую монету – Стикс. Главный по лодкам – Харон – курсирует по реке и переносит души из нашего в ненаше царства. Зуб даю, какая-нибудь суеверина с отражением берет начало из этого мифа. Что-то уровня «боязнь заснуть в лодке во время рыбалки и быть съеденным неизвестным рыбным монстром, пока видишь влажный сон. Если посчитаете это глупым – посмотрите какие диковинные фобии существуют. А вот отражался ли лодочник – Харон – в темной глади реки – либо память подводит, либо действительно нет информации.
Если говорить о Греческих мифах, то помимо прекрасных архитектурных строений, завихрений колонн и оставшихся только на бумаге монументов, есть смысл вспомнить несколько мифов, касающихся зеркал. Образ греческих богинь напрямую связан с зеркалами, которые передавали их красоту. Юноша Нарцисс, своими длительными осмотрами себя любимого в речке положил начало названному в его честь расстройству личности. Победа над Медузой Горгоной – все мы помним куда она посмотрела (пусть и не зеркало, а наполированный щит) – именно отражение превратило ее в камень (известный мультипликационный или подростково-комедийный-началанулевых прием, когда некрасивый персонаж смотрится в зеркало, а оно трескается – наверняка, взят оттуда же).
Это далеко не все мифы, истории, которые мы должны помнить с уроков истории плюс-минус второго класса. Этих историй можно набрать еще на один учебник. Они показывают, что зеркало – довольно странный предмет (дальше, как у Винни Пуха): может показать, а может и нет. Чуть позже, у римлян зеркала сразу приобрели мистический статус. Они верили, что человек в отражении – это не смотрящий, а очень похожий на него человек, у которого все наоборот (право-лево). Это пугало несведущих людей, помогало им лишаться волос без применения опасных бритв, а также очеловечивало «двойника», благодаря чему сны становились более чуткими и мысли «быть убитым во сне» накатывали волной материальности.
Тот же культуролог из начала статьи ответвляет свое повествование в сторону философии и психологии, рассуждая на тему трансформации образа богини с приходом зеркал в обиход простого люда. Так как зеркала ассоциировали с неземной красотой богинь (лимитированная серия), а со временем каждая домохозяйка начала обзаводиться своим отражающим спутником (массовое производство), тогда и образ ограниченного количества лиц в искусстве преобразовывается в обычную «Элизабет, сидящую перед трюмо и расчесывающую свои локоны по паре часов в сутки». С того времени уже не интересно показывать на больших полотнах мифических, априори прекрасных созданий: проще позвать соседку посидеть в саду – и фантазировать не придется и ей занятие под стать найдется.
Не только женщин интересно рисовать: со временем в моду войдет автопортрет, который полностью зависит от зеркала. В этом ключе зеркало становится инструментом, помощником, которое, если ты известный художник (или умрешь интересно и станешь посмертно известным), оно поможет начать монетизировать не только свое творчество, но и свое лицо! Тут же, естественно, и философы подсуетились и помогли преобразовать в слова то, что было у всех на устах: «познать свое зеркальное отражение, это значит, познать свою душу». Следовательно, чем детальнее и без прикрас художник нарисует себя – тем глубже он понял себя (да, никак не связано с популярностью или нуждами рынка).
А дальше в бой вступают психологи, которые везде найдут иной смысл. Опираясь на идеи «зазеркалья», зеркало начинает восприниматься как гримерка маски-шоу. Каждый раз, когда человек смотрится в зеркало, он примеряет на себя маску, которая нужна ему в конкретный момент времени. Идешь на свидание – выдави все прыщи, намажься тональником и купи букет цветов; идешь на повышение на работе – шорты покороче, носки подлиннее, зализанные локоны, улыбка на миллион долларов и игривый взгляд с приподнятой бровью в полу анфас; или наш привычный вариант – глаза продрал, пока намыливал лицо помыл и лысину, сполоснулся, и вуаля, красавец, с лицом наркомана, страдающего бессонницей.
Человеческие маски (я сейчас не о слэшерах) – это уже глубокая психология, которая хоть и интересна, но пускаться в ее дебри тут, совершенно нет желания. Ладно, желание есть, а вот квалификация хромает. Хотя, когда это останавливало? В этот раз мы закончим на сей психологической нотке, а в следующем «выпуске» продолжим о том, что уже было либо здесь, либо в первой статье и добавим к этому еще какие-нибудь интересные факты! На фотографиях к этой статье мне помогала обворожительная Юля, чей рост в тандеме с невинностью белого платья позволил ощутить глубину ужаса, погружаясь в ряды на кукурузном поле.
19.09.2022
Все статьи