31.10.2022
Все статьиНа днях (а точнее 14 октября) вышла последняя на данный момент часть о похождениях человека в маске. Мы пригласили к нам на подкаст любителя посещать жуткие заброшенные (и не очень) дома, фаната Майкла, виртуоза аутентичного косплея и само собой, просто отличного человека (других у нас нет) – Евгения Колядинцева. Правда, до того, как записать выпуск, мы решили «протестировать» друг друга: с моей стороны было интересно сможет ли Евгений передать истинную сущность Майкла (не только как он двигается, убивает и строит глазки под маской), а Евгений решил посмотреть на мои навыки фотографа – осилю ли передать культового персонажа или нет. Договориться-то мы смогли, но встала проблема в жертве (девушке) Майкла (Евгения): мало кто согласится бегать от маньяка с двумя опасными типами коварной наружности: лысыми, да еще и один в маске. Но и тут нам повезло: бравая, героически-стойкая, обворожительная Мадина Дасаева согласилась на участие в этом нелегком деле.
Съемки прошли «на ура»: Евгений отлично сливается с маской (дух Майкла живет в нем), Мадина не только изумительно бегает, но и отлично понимает настрой жертвы, которая должна превозмочь себя и дать бой сверхчеловеку. Общаясь с этими людьми, сложно представить, что веселый Евгений, надев маску и двигаясь на тебя, может испугать до чертиков (да-да, все мы знаем, как начинаются В-хорроры, в которых группа вовлеченных людей, непринужденно веселясь, отправляется куда-нибудь, и, что с ними происходит в этом «куда-нибудь), а открытая и улыбчивая Мадина может так бодро нестись от маньяка с маской страха и ужаса на лице, сметая преграды и ломая двери на своем пути! Результат съемок вы можете увидеть в этой статье. Но, все же, поговорить я хотел о культовой серии «Хэллоуин» в целом.
Начать эту историю стоит с примерного понимания праздника – как языческое мракобесие превратилось в торговлю сладостями, а уж потом перейти к людям, ответственным за эту франшизу. В древности был такой интересный праздник (не совсем праздник в нашем понимании этого слова – отгулы на работе не давали, но пировать было можно, как по пятницам) – Самайн – один из четырех главных праздников у кельтских язычников. Отмечался как праздник начала нового года – традиционно в эти дни (их было три) делили собранный урожай, и производили инвентаризацию скота: тот скот, который не смог бы перенести зиму, становился запасами на зиму. Что может быть лучше, чем прихлебывать эль домашнего производства (или какой тогда был в ходу напиток) под аккомпанемент животных, от чистого сердца готовых стать едой?
Во время празднования само собой жгли много костров (ночи-то уже длинные и холодные), друиды предсказывали будущее, а люди устраивали себе допотопные очищения огнем и прыгали через костры. Те, кто был менее смелым, не прыгали, а просто проходили между двумя близкопоставленными кострищами. Иногда и животинку там же водили. И все у язычников было схвачено, пока христиане не решили немного подправить на привычный нам уклад праздников: так появился Канун всех святых (31 октября), День всех святых (1 ноября) и День поминовения усопших (2 ноября). Мы сейчас помним только о Хэллоуине. У нас он особо не празднуется: бедные дети могут видеть праздник «счастья стоматолога» только на экране. Одна из несправедливостей жизни: кто-то получает конфеты, а мы смотрим как получают конфеты.
Празднование Самайна, а точнее его изощренная версия проклятия или духа (все зависит от перевода), которым одержим Майкл Майерс берет начало с третьего по выпуску фильма – Хэллоуин 3: Сезон ведьм, в котором не было Майкла, но были очень занимательные механизмы, слизь, брелоки с лазерными лучами и прочая утварь, которую можно было задешево найти на складах киностудии. Напрямую в фильме не говорят о проблемах с духами Самайна, но бодрые и заинтересованные зрители смогли провести параллели между фильмом, никак не относящимся к серии и фильмами, которые создают временную арку. Маски с чипами, которые при просмотре рекламы превращают детей в набор жуков, личинок и подобных насекомых – есть в этом что-то прозаичное.
Одержимость Майкла духом (или опять же, проклятием) Самайна будет кочевать по нескольким временным аркам фильмов, тем самым объясняя его сверхсилу, бессмертие и не особую общительность с расположенностью к людям. Как и идея «Лори – сестра Майкла» - одержимость Самайном не самая изысканная идея для такой культовой серии, но именно благодаря таким идеям зрители и видят целых 4 временных арки. В какой еще серии фильмов такое заигрывание со временем может получиться и не вызовет полное отторжение? Даже не так: какая еще серия может позволить себе создавать множество ответвлений, опираясь всего на один фильм?
И это подводит нас к двум не только значимым для франшизы людям, но и двум иконам кинематографа – Джону Карпентеру и Дебре Хилл. Карпентера обязан знать каждый человек, который хоть чуть-чуть считает себя любителем фильмов ужасов. Множество хороших фильмов благодаря его режиссуре (зачастую и его сценариям) останутся в анналах истории. На некоторые фильмы у нас уже есть выпуски нашей серии подкастов «О старых фильмах ужасов и их ремейках» - тоже Туман, Деревня проклятых; и я предполагаю будут еще, так как неугасающее желание клепать «переделки» хороших фильмов с каждым годом может и угасает, но никуда не уходит. Даже семидесятитысячный боевик, который был еще до всех ужасов, умудрились отремейковить.
Дебра Хилл (интересный факт – родилась она в городе Хэддонфилд) выступала многостаночником в первых работах Карпентера. В Хэллоуине она помогла придумать идею, помогла продюсировать фильм, особенно помогла со сценарием, да и в последующих их совместных работах, вносила непосильный вклад в творения Карпентера. Наверное, стоит упомянуть еще одного человека, без которого серия Хэллоуин могла не появиться на свет – Мустафа Аккад. Сирийско-американский продюсер, который своими работами (2.5 штуки) пытался показать на экране ислам не как страшных террористов, а просто как отдельную религию. Но прославился он все равно продюсируя 8 (!) фильмов серии Хэллоуин, и, если бы не террорист-смертник (2005 год, Иордания, отель Grand Hyatt) мог бы сделать еще не мало интересных фильмов. Дебра скончалась в том же году.
Кто бы мог подумать, что фильм, снятый за 300 тысяч (даже по тем временам – это совсем мизерный бюджет), с маньяком, рассекающим людей в покрашенной маске капитана Кирка из «Звездного пути», с примитивным орудием убийства и локациями, снятыми буквально у соседей на участке, станет не только культовой картиной, но и породит целый поджанр хоррора – слэшер. Описанные значительно позже еще одним культовым режиссером критерии жанра (в своей шутливой кровавой манере Крэйвен преподнес зрителям Крик) были придуманы именно в Хэллоуине. Понятие «the Final Girl» тоже берет начало из этой картины. По этим утверждениям все еще ведутся споры.
Посудите сами: Карпентер смог собрать воедино все то, что сейчас является условными критериями жанра, и, если их нет в слэшере – этот слэшер совсем не слэшер. В самом начале фильма зрителю показали обнаженную сестру Майкла – грудь на экране, есть. Главная героиня – излишне умная девушка, которой не интересно быть с парнями, так как они недотягивают до ее умственных способностей – целомудренная главная героиня, есть. Первыми убивают развратных школьников/студентиков – агитация за правильный образ жизни, есть. Главная героиня долго и упорно бегает от маньяка, не без изъянов удачно это делает, и у нее получается переступить через себя, чтобы справиться с ним – целомудрие и адреналин побеждает любого убийцу, есть!
Если рассматривать фильм детально, практически под микроскопом, можно будет найти огромное количество неточностей и ляпов (никак не мешающих получить удовольствие от просмотра), которые и создают этот культовый фильм и побуждают жанр ужасов действовать в интересах зрителя. Жанр слэшер далеко не сразу получил популярность у зрителей (про критиков вообще молчим) и только выходящие каждый год картины, большинство которых сейчас называют культовыми, смогли донести до зрителей главную, незамысловатую идею: «кромсать студентиков – весело». Не кривя душой, не только весело, но и очень прибыльно: окупаемость фильма ужасов намного лучше, чем у какой-нибудь драмы, о возвышенном и вечном.
Многие издания, выхватывая слова из контекста, любят акцентировать внимание, что в первой ленте о Майкле, из-за низкого бюджета актерам приходилось играть в своей одежде. Сейчас такие утверждения кажутся чем-то из ряда вон: только высокобюджетные или узкоидейные фильмы, в которых требуется соответствовать духу эпохи или конкретной локации набирают художников по костюмам и предоставляют актерам что-то уникальное. В основном, низкобюджетное или инди-кино, как я думаю, используют одежду, которая есть у актеров в гардеробе – это и дешевле и перед начальниками не потребуется отчитываться. Ну, порвали толстовку, и порвали – зачем причитать? – вы идете на съемки в фильм ужасов, вас по-любому разденут (а вот как это будет – зависит от режиссера и сценариста).
Карпентер далеко не всегда рассказывал о Хэллоуине что-то глубокое, да и особых интервью в начале карьеры не давал, но уже после двухтысячных, когда серия зашла не ясно куда, он стал более общительным. На одном из интервью он рассказал, что, когда был студентом ВУЗа, он посетил психиатрическую больницу (курс психологии требовал практики) с визитом к пациентам с тяжелыми заболеваниями, где он увидел мальчика лет 12-13 с шизофреническим, практически демоническим взглядом. Это стало небольшой травмой (в те времена еще не считалось модным трубить о своих травмах везде) и до сих пор, Карпентер считает этот взгляд самым страшным, что он видел в своей жизни. Именно этот момент и лег в известнейший монолог доктора Лумиса о Майкле, произнесенный в фильме и явившейся основой для всего.
I met this six-year-old child, with this blank, pale, emotionless face, and the blackest eyes… the devil’s eyes.
В еще более новых интервью Карпентер рассказывал, что Майкл с самого начала был создан не совсем человеком – доля сверхъестественного в нем наблюдалась. Смотря на персонажа, вы не могли сказать кто он и что из себя представляет. Вы не знаете как он выглядит. У него нет личности – вы знаете только то, что это Майкл Майерс. И самое главное – вы не знаете почему он делает то, что делает (убивает). Майкл – это беспричинное зло. Именно таким Майкл и должен был оставаться. Невозможность прогнозировать его действия, не поддающиеся логике, выделяет его над пачками других маньяков. Существует вероятность, что Карпентер именно сейчас решил так говорить, а в далеком 1978 году у него не хватило бюджета на адекватную смерть Майкла. Именно это и запустило локомотив, одними вагонами приносящий радость зрителю, другими отталкивая его.
Если первый фильм придерживался этой идеи, то уже попытки высосать еще больше денег из маньяка в белой маске, создавая продолжение, заставили Карпентера и Хилл попотеть. История много раз переписывалась и в конечном счете вылилась в семейную потасовку на локации больницы. Сделав Лори сестрой Майкла, франшиза потеряла беспричинность зла. Погони за сестрой, возможно, не совсем бредово выглядели во второй части, но последующие три фильма (4,5,6) превратились в планомерное выкашивание дальних родственников, которое завершилось генетической инженерией религиозного культа. Как думаете, могло ли быть адекватное продолжение после такого финала (который последние три фильма никак не хотел наступать)?
После натянутой, но хоть как-то смотрибельной второй части, все остальные фильмы (вновь, кроме третьего) объединял знаковый персонаж, придуманный Карпентером – доктор Лумис, который, почти как Майкл, в воде не горит и огне не тонет. Его характеристика Майкла из первого фильма стала крылатой фразой всей франшизы, его дух перенесся во все временные арки (даже в Зомбивском ремейке он был, но не настоящий), но смерть актера не позволила даже адекватно закончить шестой фильм. Финал в нем мог быть совершенно другой. Без Лумиса и со странным Майклом, казалось, что франшизу уже никак не реанимировать.
Но тут помогла Джейми Ли Кертис, которая сняла эмбарго на съемках в франшизе. Таким образом появилась вторая временная ветка: Хэллоуин 7 (он же Н20) и 8 (Воскрешение). Седьмая часть показывала повзрослевшую Лори, со склонностью к алкоголю и набором подросткового состава, который старался вразумительно спастись от Майкла. Лори, хоть и приложенная к бутылке, могла дать отпор страху, который преследовал ее двадцать лет. И она его действительно убила: так показалось Джейми Ли Кертис, так показалось зрителям, так показалось фанатам. Но главы студии решили, что все они ошибаются. Если седьмая часть вдохнула новую жизнь в франшизу, то восьмая убила эту жизнь максимально зверски.
Лори окончательно умерла в этой ветке в восьмом фильме, причем на первых минутах. Ее ребенок никакого отношения к фильму не имеет, как и мотивация Майкла, утерянная, как доверие, после вступительных титров. Теперь, группа никак не связанных с серией людей решает снять реалити-шоу в старом доме Майкла (который во время съемок превращается размерами в элитный особняк – как еще можно объяснить возможность спрятаться от убийцы в 8 комнатах и подвале?), которое, конечно же идет не по плану. То, что Майкл убил свою сестру подводит к тому, что ему больше незачем жить и не к чему стремиться. Возвращение домой и шинковка студентиков никак не вписывается в эту картину. Еще и археологические раскопки в подвале…
На этом многострадальческая серия могла и притормозить, пока не появится гордый принц на белом коне и не вдохнет в нее новую жизнь, но появился Роб Зомби. Известный импозантный рокер всегда был поклонником франшизы и получить возможность вдохнуть в нее что-то свое (при том, что в интервью до 2004 года он говорил, что ремейки – это зло для хороших фильмов ужасов) не собирался упускать. Карпентер пожелал ему удачи и процесс запустили. Так, в 2006 году появился Хэллоуин с MTV’шным налетом. Смотря в те времена популярные на канале посещения домов звезд и «документалки» о съемках видеоклипов, видеть, как Зомби развлекается с неумирающей франшизой – могло служить превентивным отторжением.
Исходная часть истории была переработана, персонажи перестали быть обаятельными, Майкл превратился в продукт «белого мусора», а его мотивы приняли очень двоякий характер. Даже обнаженное камео Джейми из 4 и 5 частей не спасло. Персонажи, которые десятилетиями обрастали историей, в ремейке превратились в однотипных, матерящихся представителей глубинки, для которых Хэллоуин – лишь еще один день, когда без ареста можно пялиться на полуголых школьниц.
И если ремейк я могу защищать за счет внешнего вида персонажа Майкла (примерно таким он представлялся в детстве и таким большим, грозным он и запомнился), то продолжение ремейка – это уже за гранью. Дух Майкла пропал в ней полностью и от Зомбивского Хэллоуина там остались только актеры (которые кажется будто начали хуже играть), образ самоубившейся мамы (Зомби не мог не снять свою жену еще раз) с белым конем в придачу, да маска, которая бережно кочует с автостопщиком Майклом, ожидая новой порции обидчиков в кожаной сумке. Даже Хэллоунская музыкальная тема играет в фильме только один раз – в финальных титрах.
Если первый фильм Зомби можно считать ремейком и поэтому отпустить ему некоторые грехи, то погоня за деньгами и именитой франшизой во второй части – такого фанаты не могли выдержать. Откровенная трешатина (в плохом смысле), которая пытается нагреться на значимом в культурных кругах имени, могла бы иметь право на жизнь, не будь у нее в названии слова Хэллоуин: как что-то похожее на «Дом 1000 трупов» оно вполне подходит. История примерно такая же, как с третьей частью франшизы. История – историей, а гонорар – деньгами.
После такого провала франшиза умолкла почти на десять лет. За это время один из самых известных сейчас продюсеров Джейсон Блум и его компания Bloomhouse подмяли под себя больше половины американских хорроров и приложили к ним руку. Новую трилогию Хэллоуина продюсировали тоже они. Также понравилось, что в продюсерах к фильму числится Дэнни Макбрайт, который больше известен за свои комедийные роли, но оказавшийся любителем и ценителем хорошего хоррора.
Новая трилогия интересна тем, что в отличие от всех других временных веток, эта основывается сугубо на первую часть. Майкл – не брат Лори и после того, как Лумис пострелял в него, его поймали, и он 40 лет просидел в психиатрической клинике. Сидел бы и сидел, но некоторые личности, мнящие себя репортерами, решили рассказать его историю, вдруг за все эти годы что-то было не так. История конечно же включает в себя латексную маску, которая за все эти годы никак не развалилась и осталась вполне пригодной для употребления. Но это уже мелочь, которой я пытаюсь придраться к фильму.
Лори успела обзавестись дочкой и внучкой и все эти годы живет в ожидании прихода Майкла – психологическая травма налицо. И это уже делает фильм более доступным и интересным для просмотра, чем уже названная не самая лучшая трилогия (4,5,6), «Воскрешение», да и ремейки. В любом случае, в первой части трилогии (2018 года) Майкл возвращается и начинает преследовать Лори и ее семью. Сопутствующего ущерба в виде жертв не так много, но манера съемки навевает положительные ностальгические нотки от первого фильма на сердечко фанатов. К финалу Майкла успешно сжигают: сорокалетняя подготовка не прошла даром, а очень даже пригодилась.
В этом фильме, в угоду новой моде на «кровяных» маньяков, можно закрыть глаза, на необоснованную жестокость с жертвами Майкла и с обилием жидкостей, вытекающих из них (стоит помнить, что оригинальный фильм обошелся совсем без крови). Но, если вы, как и я, считали, что кровь – что-то выделяющееся из стандартов серии, то второй фильм трилогии – «Хэллоуин Убивает» вас буквально убьет. Кровавая баня, охотящихся на Майкла жителей города привносит в серию новый виток – массовые убийства. Если вы считаете это «за гранью» для серии, то будете сильно удивлены завершению трилогии – фильму «Хэллоуин заканчивается».
На момент написания статьи прошло всего две недели с момента релиза фильма и не особо хочется портить впечатление зрителям, которым только предстоит окунуться в тринадцатый фильм франшизы. Поэтому, обойдемся обобщенным высказываем: такого фригидного Майкла вы не увидите ни в одном фильме. Дэвид Гордон Грин, делая трилогию-сиквел к оригинальной картине умудрился создать три совершенно разных фильма, не поддерживающих одинаковый уровень. «Хэллоуин» - идеальное продолжение, «Хэллоуин убивает» - повышенный масштаб убийств с изменением парадигмы жертв, «Хэллоуин заканчивается» - перерожденный Майкл пробует закрыть гештальт.
Говорить о старых частях серии намного проще, так как они смотрелись не один раз и с годами воспринимались по-разному. Новая трилогия еще не успела наработать нужное количество пересмотров, чтобы полностью ее оценить, а создавать, выдумывать глубокие и философские выводы на основе одного просмотра – это не наш удел. Если захотите узнать мнение – обязательно прослушайте 62 эпизод нашего подкаста (к нему и фотографиям пишется этот текст). В любом случае, как и старые фильмы, эта трилогия имеет право на жизнь и также, как некоторые старые фильмы, она может нравиться, а может и нет. Но то, что на ней Хэллоуин заканчивается – неоспоримо и теперь продюсерам и сценаристам придется изнасиловать себе мозг, чтобы сделать хоть сколько-то вменяемое продолжение (или ремейк, или приквел, или сиквел шестой (сюда вставить любую цифру) части). С другой стороны – обезглавленного Майкла вернуть не составило проблем…
За многие годы существования серии столько людей примерили на себя маску капитана Кирка, чтобы превратить хотя бы на полтора часа в Майкла Майерса (только в первом фильме это сделали пять человек). Актера Дональда Плэзанса я воспринимаю только как доктора Лумиса, который много лет преследовал Майкла – никакие вестерны не смогут меня переубедить. Имя Джона Карпентера стало синонимом отменного ужаса – не сказать, что Джон хотел себе именно такое амплуа, но что получилось, то получилось. Джейми Ли Кертис, «дочь той дамы в душе из Психо» обрела звание «королевы крика» и снялась не в одном десятке отменных фильмов, которые могли бы и не случиться, если бы не Хэллоуин.
Культовый дом, в котором проходили съемки пережил угрозу сноса, был продан за 1 доллар и переехал на участок, рядом со зданием магазина, в котором Майкл украл маску. Сейчас, все еще, а ведь прошло больше сорока лет, этот дом является музеем для фанатов, куда каждый может зайти, ощутить на себе атмосферу, пропитанную киношными убийствами и почувствовать запах сотен таких же фанатов, посетивших место, которое не только стало их собственным домом, зародившим в них любовь к фильмам ужасов, но и стало пионером в жанре, определив понятие «слэшер» и сделав его таким, каким мы его любим.
Хэллоуин – одна из самых долгоиграющих хоррор франшиз, которая каждый фильм раскрывается с новой стороны. Можно отрицать существование нескольких временных веток и выбрать себе только одну любимую, но невозможно отрицать самый первый фильм и его непомерный, непосильный вклад и влияние на жанр ужасов, на культуру и на общество в целом. От себя хочется добавить: выделите пару недель вечеров и посмотрите всю серию подряд, дозируя Майкла по одному фильму в день. Даже если вы ее уже смотрели, все равно сделайте это. Не обязательно на Хэллоуин, но, чтобы не терять шарм и магию этого дня, посмотрите классику 1978 года именно 31 октября. Не пожалеете.
31.10.2022
Все статьи