01.06.2023
Все статьиКомедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. Хоть и существуют разные упоминания (например, как la commedia a soggetto (сценарный театр), la commedia all’improvviso (театр импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни), для удобства буду использовать «комедия дель арте».
Роль этого театра невозможно принизить: официально он существовал с середины XVI до конца XVIII веков, но его персонажи и идеи продолжают развиваться и по сей день. Считается, что труппы, игравшие в комедии дель арте, были первыми в Европе профессиональными театральными труппами, где закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров в театральной игре) и где впервые присутствовали элементы режиссуры (эти функции исполнял ведущий актёр труппы, называемый капоко́мико, итал. capocomico). Про профессионализм полностью соглашусь, а вот за «режиссуру» ручаться не буду.
В древнеримском театре существовал вид народного представления, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актеры которых также носили маски; некоторые из персонажей были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (к примеру, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне), хотя говорить об ателланах как о предшественнике комедии дель арте не стоит: все-таки разница больше 2000 лет. Немного бесполезная историческая справка, но все же.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра тогда ещё не было, но были шуты, мимы, маски (а также пиротехника и алкоголь). Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии. Новые пьесы писали Ариосто, Макиавелли, Бибиена, Аретино, но все эти произведения мало пригодны для сцены, они перенасыщены персонажами и обилием сюжетных линий. Эта драматургия получила название «учёной комедии» (итал. Commedia erudita). Такая драматургия мне не по вкусу, но она занимала большой пласт в культурном наследии страны.
Анджело Беолько (Рудзанте) в первой половине XVI века сочинял пьесы для венецианских карнавалов, используя технику «учёной комедии». Путаные сюжеты сопровождались трюками и здоровым крестьянским юмором. Вокруг Беолько постепенно собралась небольшая труппа, где обозначился принцип tipi fissi и утвердилось использование на театральных подмостках народной диалектной речи. Наконец, Беолько ввёл в драматическое действие танец и музыку. Это ещё не было комедией дель арте, — труппа Беолько играла в рамках заданного сюжета, у неё не было свободной игры и импровизации, — однако дорога для возникновения комедии была открыта. Первое упоминание о театре масок относится к 1555 году.
Из главных характерных особенностей стоит сказать о приеме апарта – прямого обращения к зрителю. Апарт — мощный канал прямого взаимодействия актера и зрителя при сведении дистанции между ними к минимуму. Зритель рассматривается как близкий друг, который призван выслушать историю героя. Прямое взаимодействие, а не обычная разыгранная сценка, с огромным количеством импровизации – если убрать слово «театр» из этого выражения, на что будет похоже? Так же стоит отметить, что маска давала «эффект» персонажу, только когда зритель непрерывно на нее смотрел, и она была в полной видимости. В противном случае маска «умирала» и не производила должного эффекта на публику. Опять же, помимо масок, в комедии дель арте актеры пользовались неимоверным набором жестов, которые также помогали приковывать взгляд зрителя. И, само собой, у каждого персонажа был свой отличительный диалект, что делало восприятие такой драматургии несколько сложным за пределами страны.
Возвращаясь к Пьеро, стоит рассказать о Педролино. Первое упоминание персонажа как Пьерино (от итальянского Пьетро) относится к 1547 году. На протяжении пятидесяти лет формируется характер персонажа, меняются его имена и к 1598 году, актер труппы «Педролинос» Джованни Пеллесини придумывает (очень иронично звучит, видя название трупы) имя Педролино. Педролино, как и Арлекин с Бригеллой был слугой. Тут опять стоит обратиться к справке:
Дза́нни (итал. Zanni) — большая группа персонажей-слуг итальянской комедии дель арте, среди которых самые важные: Бригелла (первый дзанни венецианского квартета масок), Арлекин (второй дзанни венецианского квартета масок), Ковьелло (первый дзанни неаполитанского квартета масок) и Пульчинелла (второй дзанни неаполитанского квартета масок). Сюда же относятся и девушки, служанки Коломбина, Фантеска, Смеральдина и другие. Дзанни — одни из самых старых масок, продолжающие традицию придворных и карнавальных шутов.
Педролино отводилась роль «мальчика для битья» - роль объекта шалостей своих собратьев. На старых иллюстрациях его часто путают с Пульчинеллой: только слишком длинные рукава указывали на то, что это Педролино. К нему «приклеилось» прозвище Паяц (Pagliaccio), так как он часто спал на сеновале (с итальянского pagliaio – груда соломы). Этот персонаж обычно не носил маску, что позволяло часто менять выражение лица и выбирать подходящие гримасы.
Во Франции влияние комедии дель арте было велико, как нигде в мире. Комедия дель арте получила развитие в виде ярмарочного театра, изменив некоторых персонажей (Пульчинелла – Полишинель, и интересующий нас Педролино – Пьеро), упростив сюжет и убрав большую долю импровизации. Пьеро перестал быть слугой и стал больше походить на Бураттино (Burattino) – второстепенного персонажа комедии дель арте: отвергнутого любовника, доброго, сентиментального, глуповатого и безвольного слугу, разновидность шута. Так как Бураттино не имел особого успеха в комедии дель арте, от него быстро отказались, и он перекочевал в кукольный театр, где стал настолько известен, что стал именем нарицательным для всех кукол на нитках.
Французский Пьеро изменился: он стал более грустным, печальным любовником, неудачливым соперником Арлекина. Борьба за любовь с Арлекином стала одной из основных веток сюжета (тут стоит понимать на какой ступени пищевой цепочки находится Арлекин и на какой Пьеро). Традиционный костюм Пьеро — белая рубашка с жабо и большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка. Таким он изображён на картине Антуана Ватто «Жиль». Но лицо все так же было обсыпано мукой.
Давайте говорить честно, мы все знаем Пьеро благодаря Алексей Николаевичу Толстому с его бессмертной книгой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Визуально Пьеро мы знаем из лучшей экранизации этой книги. В книге Пьеро играл в театре Карабаса-Барабаса, терпел избиения, был вечно влюблен в Мальвину (стихи, цветы, серенады – все правильно делал). Вот этот Пьеро объединил все, что мы писали раньше (даже некоторая часть Педролино в нем проглядывается) и именно его мы рассматривали как объект «модернизации».
В нашей версии, как вы уже догадались, Пьеро – маньяк. Может быть у него есть Мальвина, а может быть все «они» стали для него Мальвинами. Свою неумелость он пытается скрыть педантичностью и усердием. Он такой же грустный, несчастный, но все меняется, когда в руки к нему попадает удобное орудие. Он пользуется гримом, чтобы скрыть свое лицо и видеть себя только «подготовленным». Он искренне радуется, когда все получается и грустит, когда нет. Полностью белое одеяние заменено на черно-белое, более комфортное для поставленных задач, олицетворяющее его светлые и темные стороны, а также череду происходящих с ним удач-неудач.
Неверная! Где ты? Сквозь улицы сонные
Протянулась длинная цепь фонарей,
И, пара за парой, идут влюбленные,
Согретые светом любви своей.
Где же ты? Отчего за последней парою
Не вступить и нам в назначенный круг?
Я пойду бренчать печальной гитарою
Под окно, где ты пляшешь в хоре подруг!
Нарумяню лицо мое, лунное, бледное,
Нарисую брови и усы приклею,
Слышишь ты, Коломбина, как сердце бедное
Тянет, тянет грустную песню свою?
01.06.2023
Все статьи